Разбираем причины отказов, на что смотрят работодатели и как оценить свои хард и софт скиллы. Добавили советы по анализу вакансий, ресерчу компаний и подготовке к собесу, чтобы ты нашёл позицию, где совпадут цели и вайб.


Поиск работы — это тоже работа. Отказы — это нормально. Их не получает только тот, кто ждет, что оффер найдет его сам. Но лучше всё же анализировать причины отказа, чтобы не задаваться извечным вопросом «почему студентов не берут на работу?» и найти место мечты. Глобально они делятся на четыре вида: те, что касаются хардов и софтов, корпоративной культуры и внутренних загонов компании. Из серии «пойми, дело не в тебе, а в нас».
Подробнее о том, почему не берут на работу, поговорим в статье!
Твердые навыки — это база любого хард воркера. Босс ждет, что ты сразу вкатишься в работу и будешь делать задачи как надо. Поэтому на этапе скрининга или тестового задания эйчары и нанимающие менеджеры сперва пытаются понять, что ты умеешь делать, и оценивают, потянешь ли предстоящие задачи или нет.
Наличие базовых хардов. Например, бухгалтер без базовых знаний налогового учета не сможет оперативно консультировать коллег по возникающим вопросам. А дизайнер без умения работать в графических редакторах не сможет делать макеты. Если их возьмут на работу, то работодатель упустит сроки и бюджеты т.к. потребуется время на их обучение.
Релевантность навыков. Задачи на одной и той же должности могут сильно различаться. Например, три компании ищут директора по маркетингу, но каждая для своей цели. Одна хочет вывести продукт на новые рынки, другая — развивать команду, а третья — масштабировать рекламные кампании и настраивать аналитику.
У нескольких кандидатов могут быть схожие харды, но выберут того, чьи навыки лучше подходят под конкретную задачу. Это не значит, что остальные кандидаты плохие. Им просто нужна другая компания с задачами, более подходящими под их профиль.
Опыт в выбранной или смежной сфере. Возьмем кейс FutureToday. Если выбирать между резюме кандидата с опытом в HR-брендинге и тем, у кого просто хорошие харды по специальности, с большей вероятностью мы предложим тестовое первому.
Мы получаем много тестовых, когда ищем новых стажёров в команду SMM. Одни кандидаты делают чистые тексты и круто вписываются в тональность наших коммуникаций. А другие — кроме этого еще нативно встраивают в тексты «фишки» работодателей: высокую зарплату, удобный офис, удалёнку. Тем самым показывают, что шарят не просто за копирайтинг, но и за цели нашей компании. Конечно, позвать на следующий этап хочется именно их.
Профи — это не просто мастер своего дела, но и гибкий человек, который умеет находить подходы к команде и адаптироваться к изменениям вроде: «Олег, заказчику не понравилась стратегия проекта. Нужна новая. До завтра».
Идеальный набор софтов — это всегда что-то свое для каждой компании. Все зависит от корпоративной культуры, задач и представлений руководителя об «идеальном сотруднике». Поэтому список необходимых навыков может меняться.
Собрали базовые софты, которые обычно проверяют на собеседовании на большинство должностей:
Навык | Что оценивают |
| Как ты умеешь доносить мысли, презентовать себя и слышать собеседника. |
| Как ты оцениваешь свои действия. Узнают про твои факапы на прошлой работе и как ты с ними справлялся. Если опыта работы не было — подкинут кейс, который придётся сразу решить. |
| Насколько быстро ты приспосабливаешься к новым условиям и находишь решения в нестандартных ситуациях. |
| Как взаимодействуешь с друллегами и делишь ответственность. Запросто могут спросить про успешный коллективный проект. Здесь как раз пригодится история, как ты помогал организовывать студвесну. |
| Как расставляешь приоритеты и распределяешь задачи. Будь готов рассказать, как удавалось совмещать работу в профкоме, учёба и хобби — и не сойти с ума. |
| Как анализируешь свои эмоции, распознаешь чувства других людей и управляешь ими. Могут дать кейс про конфликтную ситуацию. |
Пример кейса. Представь, что ты работаешь в команде из пяти человек над важным проектом. Но работа идет со скрипом. Аналитик Максим считает, что его нагрузка больше, чем у тебя, и высказывает это на общей встрече. Тебе такие заявления слышать неприятно. Напряженность нарастает. Максим продолжает тебя упрекать, хотя вы уже обсудили, что с твоей загрузкой все ок, и дело не в ней. Что будешь делать?
Пока размышляешь, давай представим, что базовые софты у тебя есть. Значит ли это, что теперь можно откликаться на все вакансии и без проблем пройти собесы? Нет. Испугался?! Не бойся и читай дальше…
Релевантность навыков. Софты, как и харды, тоже оценивают в разрезе должности.
Можно быть творческим человеком, но при этом не любить чатиться с коллегами. Для вакансии графического дизайнера-джуна — это окей. А вот если хочешь расти в коммуникационном дизайне, где нужно много общаться с клиентами напрямую, придется ещё развивать скилл общения.
Или ты можешь быть душой компании, но при этом невнимательно относиться к деталям. На некоторых должностях это может быть критично. Бухгалтеры, которые собирают финансовые отчеты, — этот привет для вас.
Соответствие софтов грейду. Чем выше грейд, тем важнее иметь развитое стратегическое мышление. От стажера на старте будут ожидать желания развиваться, учиться и набираться опыта. А от кандидата на лидерскую программу — подтверждения, что он умеет планировать вдолгую, декомпозировать большие задачи на маленькие и применять helicopter view. Причем тут вертолеты? Этот навык — про умение смотреть на работу «сверху», видеть общую картину и понимать, как все связано в отделе и компании, а не застревать на мелочах.
В общем, деталей много. И продемонстрировать нужные софт скиллы на собесе так же важно, как и показать свою экспертизу в Excel или 1C. Если нужных навыков в твоем арсенале не окажется, скорее всего, до финального этапа ты не доберешься.
Но чтобы не тратить время на отборы зря и не получать постоянные отказы в работе, нужно самому здраво оценивать свои скиллы и уметь читать вакансии (= смотреть не только блок про з/п). Рассказываем как.
Просто возьми и пойми. Или спроси у мамы, хороший ли ты человек. А если без шуток — проведи аудит своих навыков. Наш редактор Саша поделилась историей, как сама проходила период «отказов много, работы мало». Она сильно хотела попасть в крупную FMCG-компанию, но не очень внимательно соотносила требования из вакансии со своими скиллами и бэкграундом, поэтому получила отказ. Спойлер: сейчас у Саши все хорошо, она работает любимую работу. Хотим, чтобы у тебя было так же, поэтому собрали ее трудовой опыт в полезный чек-лист:
Для удобства собери ресерч в табличку. Тогда будет проще отслеживать прогресс по прокачке скиллов. Лови пример:
Навык | Как оцениваю (1–10 баллов) | Как могу улучшить |
Копирайтинг | 7 | Писать больше текстов в разных форматах. Прочитать «Пиши, сокращай». |
Насмотренность | 5 | Подписаться на карьерные сообщества, следить за контентом и актуальными мемами. |
Харды и софты — это топ, но они не спасут, если на собесе ты вдруг окажешься героем не той вселенной. Не шаришь за корпоративные ценности? Ожидания и задачи не сошлись, как бывшие? А твои личные цели и задачи компании разбежались в разные стороны? Ну, что тут сказать...Минус вайб…Велком в клуб отказов!
Давай обо всех причинах по порядку:
Не совпали по корпоративной культуре. Это про ценности компании, ее атмосферу, стиль общения и подход к работе. Если ты не вписываешься в этот контекст, тебе (и компании) будет тяжело. Трудностей в жизни и так хватает, поэтому проще отправить отказ в приеме на работу.
Как нанимающий менеджер или эйчар понимают, что вам не по пути:
Этап | Пример |
| Смотрят на твой опыт. Три года упахивался в госструктуре, а теперь хочешь в стартап? От тебя захотят услышать осмысленные причины этого решения. |
| Оценивают стиль работы. К примеру, задание для редактора может показать, совпадает ли твой ToV с тональностью компании. Если пишешь слишком формально, а тг-канал корпорации пестрит мемами, тебе может быть трудно найти общие темы с коллегами из редакции и настроиться на нужную волну. |
| Смотрят, как ты привык общаться и решать задачи. Если в компании все за неформальную коммуникацию и тимплей, а ты — за строгое «пишите по делу» и работу в соло, это ещё один тревожный звоночек. Или тебе удобно, когда всё чётко прописано в ТЗ и каждый делает свою работу. Тогда с компанией, где царит культура командных «мозговых штурмов» у вас тоже не срастётся. |
И таких вопросов «на тоненького» много. Поэтому перед тем, как браться за тестовое или соглашаться на собес, узнай про культуру компании подробнее. Предварительный ресерч убережет тебя от грусти из-за отказа в приеме на работу в будущем.
Не сошлись по целям и ожиданиям. Еще могут отказать в работе, если поймут, что компания не сможет дать тебе того, что ты хочешь. Например:
Твоя цель — быстрый карьерный рост, а компания планирует, что пару лет ты будешь работать в одной роли над долгосрочными проектами.
Или наоборот: работа связана с большим количеством обязанностей и асапов, а ты ищешь «спокойное место». Нет смысла зря тратить время и нанимать сотрудника, который надолго не задержится.
Вот еще кейс: возможно, ранее ты уже управлял небольшой командой и выполнял менеджерские задачи, а позиция предполагает работу без подчиненных. На собеседовании эйчар может решить, что ты быстро потеряешь мотивацию и уйдешь, потому что перерос эту должность.
Когда мы ищем сотрудников во FutureToday, к таким ситуациям на собеседованиях относимся философски. Несовпадение по вайбу и целям — это нормально. Ведь задача обеих сторон — максимально комфортное сотрудничество. Тот самый мэтч обязательно случится рано или поздно.
Пойми, что дело не в тебе. На этом можно было бы и закончить этот блок. Но получилось бы невежливо. Иногда просто приходится принять, что у компании поменялись планы, и ты в этом не виноват. Разберём самые частые кейсы, почему не берут на работу:
Мы понимаем, что даже если дело не в тебе, отказы не перестают расстраивать. Поэтому заботливо резюмируем, как не дизморалиться:
Отказ — это не конец пути, а часть процесса. Главное — продолжать искать и не бояться задавать вопросы на собеседованиях, чтобы понять реальную мотивацию компании и перспективы вакансии.