Узнали, зачем на собеседовании спрашивают про негативный опыт, теперь делимся примерами годных ответов в статье.


Делать вид, что ты сигма и никогда не ошибаешься, — кринжово. Негативный опыт — часть карьерного бэкграунда. Он не доказывает, что математичка с фразой «Ты ничего не добьёшься» всё это время была права.
В этой статье подскажем, как сделать из рассказа о косяках описание подвигов.
HR не собираются в тёмной башне, думая, как завалить тебя разговорами о травмах. Задавать вопросы об ошибках — один из способов проверить кандидата на ключевые способности.
Рекрутер чекает: ты винишь ретроградный Меркурий или берёшь ответственность, анализируешь опыт и выносишь из него мудрые тейки.
Кейс: на важной встрече закончился мобильный Интернет. Выбери действие:
В первом случае ты обвиняешь других в своих проблемах и не думаешь, как предотвратить будущие косяки. Во втором — стараешься делать максимум, чтобы не повторялись плохие кейсы, даже если предыдущая поломка процесса — не твоя вина на 100%.
Мир злой и несправедливый, все вокруг предатели, а Землёй правят ящеры. Если веришь в эти тейки, не рассказывай о них на интервью. На собесе рекрутер проверяет, какую коллекцию негативных убеждений ты собрал.
Кейс: твоя задача сгорела, потому что коллега забыл дать доступ к важному файлу. Выбери действие:
В первом случае ты обобщаешь, делаешь категоричные выводы, 100% поссоришься с командой в первый же день. Во втором — набираешься опыта и становишься внимательнее, понимая, где в процессах что-то может пойти не так.
Если отбираешься на позицию, где нужно много общаться и договариваться, значит, такими вопросами тестят твою эмоциональную стабильность и подходящий рабочий кор.
Не жалей себя и не обвиняй всех вокруг. Покажи, что ты в супер поне, почему так произошло, и уже знаешь, как не допустить минусвайба в следующий раз. Следуй этому плану:
Кейсы для рассказа о неудачах на работе надо готовить заранее, чтобы выдать не только «пык-мык» и «так-то вот так-то». Вспомни 2–3 ситуации, которые подсветят твои мягкие и жёсткие скиллы. Ориентируйся на примерное ответа: 30–40 секунд.
Не делись кейсами, которые задизморалят HR. Например, Зейну Малику мы бы не рекомендовали рассказывать, как он делитнулся из One Direction в середине тура. Запомни два правила дропа рекрутеру неудач на работе.
Не отменяют основной скилл. Пусть это будет прокол в чём-то не особо важном. Если подаёшь заявку на место пастуха, не говори, что предыдущих овец загрызла чупакабра. Скажи, что сломалась крутая палка, и пришлось покупать новую. Выбери безопасные ошибки, чтобы рекрутер не размышлял, умеешь ли ты выполнять главную задачу.
Не ломают работу окружающим. Эффект бабочки от тебя должен быть минимальным и поправимым. Если ошибка разрушила компанию, не делись ей на собесе.
Даже самым крутым из нас приходится проходить этапы отбора. Смотри, как рассказывать о неудачах мы бы посоветовали трём героям фильмов и мультиков.

Вакансия: супергерой
Питеру не советуем делиться тем, как стёр память жителям города, загасил соискателей и нарушил временную петлю. Так он покажет, что плохо справился с основной обязанностью.
Пусть лучше невзначай заметит, что пока спасал город от страшных злодеев, случайно повредил несколько домов. Зато потом придумал специальный датчик, чтобы летать аккуратней.
Акцент будет на незначительных ошибках, которые не отменяют того, что Питер чёткий специалист и супергерой, рефлексирующий негативный опыт.
Вакансия: учёный
Если Джейс расскажет, что поработал так, что босса уволили, у HR появятся огромные вопросы к софт-скиллам. Сможет ли человек работать в команде, если был такой кейс?
Пусть Талис лучше признается, что не учел изначальные правки руководителя, потратил много лишнего времени и наломал дров. После этого решил быть внимательнее к обратной связи.
HR оценит то, как малышок старается лучше работать в команде и развивать мягкие скиллы. Складывается ощущение, что недочёты легко поправимы и не наносят ущерб результату. Пусть никто не знает, что хорек теперь существует в другом таймлайне.
Вакансия: руководитель бизнеса
Два года контрить конкурентов компании — это сильно. Но, к сожалению, HR считает в этом агрессивные вайбы. Такого злюку точно не хочется брать на работу.
Зуко советуем рассказать, как однажды он получил фидбек, что был токсичным в разговоре с коллегой. После чего извинился и стал аккуратней формулировать свои мысли.
Бери советы персонажам на заметку и используй любой опыт в свою пользу. На собеседовании можно сильно накопить социальные поглаживания.