Иногда хочется простого человеческого — найти волшебную таблетку, которая поможет за раз скипнуть этап кейс-интервью и получить оффер в компании мечты. Пониманием и не осуждаем, такой магией еще не овладели, поэтому вместо таблетки предлагаем прочитать статью. В ней мы раскрыли секреты, как выглядят кейсы в консалтинг, и дали практические советы по их решению. Уверены, после прочтения ты перестанешь падать в обморок всякий раз, когда упоминается метод кейс-интервью, и узнаешь, как попасть на стажировку в консалтинге 😉
Когда начинаешь готовиться к отбору в консалтинг, быстро понимаешь, что на собеседовании у тебя не просто узнают про опыт и прошлое место работы, но и попросят показать свои умения на практике. А именно — решить кейс.
Кейс-интервью — это один из форматов собеседования, который предполагает решение кейсов, то есть конкретных бизнес-задач. В ходе него нанимающий менеджер смотрит на:
И все это надо продемонстрировать с лучшей стороны за короткое время. В общем, та еще задачка со звездочкой.
Кейс-интервью на отборе на стажировку можно сравнить с небольшим экзаменом. Поэтому схему, как подготовиться к решению кейса, можно вывести из обычной подготовки к сессии. Каждый студент знает, что она состоит из трех компонентов: теория + практика + щепотка удачи. С третьей составляющей помочь не можем. Разве что посоветовать крикнуть «халява приди» в ночь перед кейс-интервью. А вот про обучение и практику — расскажем!
Есть два универсальных метода, которые помогут структурировать мысли и побороть страх белого листа.
Освой принцип MECE (Mutually Exclusive, Collectively Exhaustive). Метод предполагает описание всех возможных решений кейса так, чтобы они не пересекались. Схема действий такая:
Получится классическое дерево решений, где на первом месте будут общие варианты, а внутри них — конкретные предложения. Научись оставлять 2–3 гипотезы, потому что время на решение кейса будет ограничено.
В приоритизации поможет закон Парето.
Проводи SWOT-анализ при работе над кейсом. Нужно научиться выявлять преимущества (s — strengths), недостатки (w — weaknesses), возможности (o — opportunities) и риски (t — threats) компаний. По сути — это сжатый анализ их деятельности, на основе которого можно сделать вывод, в каком направлении клиенту стоит развивать свой бизнес.
Элементарно, но факт: чтобы щелкать кейсы как орешки, одной теории, полезных методов и прочитанных книг мало. Глобально есть две дороги: решать кейсы самостоятельно или в групповом формате. Каждый вариант хорош по-своему. Советуем попробовать оба и выбрать тот, который зашел тебе лучше всего.
Таким образом, твоя подготовка к кейс-интервью должна быть комплексной. Надо продумать все этапы.
В подготовке к кейсам не работает подход «решить хотя бы 100, тогда один из них точно попадется». Каждая новая задача непохожа на предыдущую. Но есть несколько типов, которые чаще всего встречаются на интервью. Рассказываем:
Начни подготовку с этих типов кейсов, а затем постепенно расширяй свой список, когда будешь чувствовать себя уверенно. Далее покажем наглядный пример решения.
Рассмотрим, как можно размышлять над решением кейса типа Market Sizing.
Условия кейса. Что нужно предпринять, чтобы оценить текущее состояние и спрогнозировать перспективы на будущее рынка заказов онлайн-такси в РФ в денежном эквиваленте?
Шаг 1: Определение доли городского населения
Сначала надо определить, какая часть населения РФ живет в городах, так как онлайн-такси в основном пользуются городские жители.
Таким образом, городское население РФ составляет примерно 109,5 миллионов человек.
Шаг 2: Оценка проникновения услуги онлайн-такси
Необходимо оценить, сколько из этого городского населения пользуются услугами онлайн-такси.
На реальном кейс-интервью, скорее всего, тебе дадут вводные числа. Но если их будет недостаточно, не бойся уточнять нужные тебе данные у интервьюера.
Пусть 30% городского населения используют онлайн-такси. Тогда количество пользователей онлайн-такси можно рассчитать так: 109,5 млн×30%=32,85 млн пользователей.
Шаг 3: Определение среднего количества поездок на одного пользователя
Допустим, каждый пользователь совершает в среднем 2 поездки в неделю: 2 поездки/нед×52 недели=104 поездки/год.
Тогда общее количество поездок на всех пользователей: 32,85 млн пользователей×104 поездки=3,42 млрд поездок/год.
Шаг 4: Определение средней стоимости одной поездки
Допустим, средняя стоимость одной поездки составляет 300 рублей. Общий размер рынка онлайн-такси в денежном эквиваленте составит: 3,42 млрд поездок×300 рублей=1,026 трлн рублей/год
Шаг 5: Прогнозирование будущих перспектив рынка
Чтобы спрогнозировать будущие перспективы, необходимо учесть рост городского населения, изменение проникновения услуги, а также возможное изменений средней стоимости поездки.
Драйверы роста:
Пример расчета на будущий год:
Выводы:
Когда будешь готовиться, помни, что идеальной структуры решения кейсов не существует. Подключай креативность, разрабатывай новые гипотезы и не бойся их проверять.
Ну вот ты почти готов отправиться навстречу вызовам бизнеса и справиться с каждым кейсом на твоем пути. Перед тем как пойдешь побеждать метод кейс-интервью и получать оффер в консалтинговой фирме, закрепим основные поинты:
✅ Освой методы MECE и SWOT-анализ.
✅ Готовься как в индивидуальном, так и групповом формате. Так ты найдешь самый эффективный и комфортный для себя способ.
✅ Решай разные типы кейсов, чтобы как можно больше попрактиковаться.
✅ Не ленись смотреть кейсы от реальных компаний и их решения.
Готов попробовать новые знания на практике? Тогда откликайся на стажировку в топовых консалтинговых компаниях 😎