Интервью с участницей лидерской программы Kraft Heinz Алисой
История нашей собеседницы — прямое доказательство того, что иногда работа не по специальности — это отличный способ получить незабываемый опыт, стать универсальным специалистом и познакомиться с коллегами из разных стран мира.
Мы поговорили с Алисой, участницей лидерской программы Kraft Heinz, и узнали, почему большая ошибка — не преграда на пути к цели, как сотрудники компании нашли необычный способ делать пожертвования в фонды и как в FMCG компании обстоят дела с work and life balance.
Алиса, расскажи, почему ты решила, что работа по специальности — это не твое?
Когда я только начинала искать свой карьерный путь, меня очень интересовала работа с людьми из разных стран, из разных культур. Мне хотелось расширять кругозор, заводить новые знакомства, изучать языки. Поэтому я решила попробовать себя в сфере международных отношений. В целом, мне нравилась учеба, но, поработав в комитете по международным делам Государственной Думы, я поняла, что работа в госструктурах — это не для меня. Я подумала и решила, что и работа мне не нравится, и, наверное, я не нравлюсь этой работе, поэтому это мне не подойдет.
Параллельно с работой я училась в Высшей школе экономики на программе двойного диплома. В студенческие годы я участвовала в разных проектах, и один из них был в сотрудничестве с UNIQLO. Мы изучали рынок, знакомились с потребителями, выясняли, что им интересно, чего им хочется, когда и в каком объеме. Мне была очень любопытна вся эта аналитика, поэтому я решила попробовать себя в FMCG. Это индустрия, в которой очень многие процессы уже сложились, в ней есть некая стабильность — по этому поводу переживать не придется.
А как ты решила попробовать свои силы именно в Kraft Heinz?
До прихода в Kraft Heinz я успела постажироваться в одной крупной FMCG компании, в Nestle. Это подстегнуло меня, заставило поверить в свои возможности, потому что я раньше переживала, что студенты моей специальности не идут в FMCG компании. Я думала, что в этой сфере у меня будет менее выигрышное положение, чем у других кандидатов. Но после мини-стажировки в Nestle я решила поискать лидерскую программу в этой области.
Сначала я подала заявку в гиганты FMCG индустрии — Unilever и Mars. Но потом меня осенило, что у других компаний тоже могут быть такие программы. Так я и нашла стажировку в Kraft Heinz.
Меня зацепило описание их программы, потому что я увидела в ценностях компании строчку про «consumer-obsessed». И это было то, что заговорило со мной на космическом уровне, потому что мне всегда было интересно анализировать потребителя, выискивать точечные соединения с ним, пытаться донести до него месседж бренда.
Расскажи, какие этапы отбора на стажировку ты прошла?
Первый этап отбора — это онлайн-тестирование: ты играешь в игры, и на основе твоих результатов программа выдает примерный список твоих навыков. Самое интересное, что год назад я проходила похожий этап, и мои результаты были примерно такие же, как в этом году, они почти не изменились. Так что эта система действительно работает и показывает твои сильные стороны.
Потом у нас было два интервью: первое — с выпускником этой лидерской программы, второе — с менеджером компании. Затем у нас был этап, который назывался «центр оценки». Нас рандомно разбили на несколько групп по четыре-пять человек, и мы в этой команде должны были распределить роли и пройти онлайн-квест, то есть решить задачи и добраться до конца, набрав как можно больше баллов. Я взяла на себя роль лидера на этом этапе.
В мои обязанности входило объединение всех данных, которые получали члены команды, и принятие решений. В общем, полная поддержка команды — важно было удостовериться, что все на одной волне, все хотят дойти до конца, добиться целей.
Судя по всему, все прошло гладко! Или все же не так легко, как кажется?
Вообще, во время этапа «центр оценки» мне пришлось немного побороться за роль лидера, потому что изначально она была отведена другому участнику. И после того, как я решила забрать себе эту роль, к концу нашего квеста, во время последнего, самого сложного задания, за которое было больше всего баллов, у меня отключился интернет. Я даже не сразу поняла, что случилось. Мне понадобилось минуты три, чтобы вернуться обратно в конференцию, но к этому моменту наше время уже закончилось. И, так как никто, кроме меня, не мог внести данные о проделанной работе в систему, мы так и не смогли завершить это задание.
Вот это стрессовая ситуация! Как ты с ней справилась?
Да, это было ужасно. Когда все закончилось, особо ничего не сделаешь, поэтому я просто искренне извинилась перед всей командой за то, что не смогла предвидеть технические неполадки, взяла на себя роль лидера, и у нас не получилось решить последнюю задачу. Я сказала ребятам, что все равно очень всеми горжусь, что у нас была отличная командная работа, и мы были на правильном пути решения этой задачи. Я очень надеялась, что комиссия примет наше решение, и я увижу всех ребят из команды в следующем этапе. В тот момент уже поздно было что-либо переделывать, нужно было просто извиниться и принять, что я ошиблась.
Эта история показывает будущим кандидатам, что, даже если что-то пошло не так, все равно возможен хороший исход. В конце концов, эта ошибка не помешала тебе оказаться в ряду стажеров.
Да, это действительно так! Нам всем свойственно ошибаться.
Ты так амбициозно шла на эту программу! А какие у тебя были ожидания от нее?
Я долго шла к участию в этой программе и очень рада, что дошла до конца. Этап отбора требует терпения и реального желания работать в Kraft Heinz. Мне пришлось даже отказаться от оффера из другой компании, потому что я возложила большие надежды на эту программу, и, на самом деле, они оправдались. Во многом реальность оказалась даже лучше, чем я ожидала.
Все ценности, о которых говорят в компании, реально соблюдаются в жизни. Вот основные из них: мы отдаем приоритет потребителю, поддерживаем хороших людей, принимаем верные решения, несем ответственность за свои действия.
Я действительно вижу, как эти ценности реализуются в жизни. Например, в сентябре, в регионе Восток Kraft Heinz проводился challenge в рамках месяца — мы всей командой EAST должны были объединиться и считать количество шагов, которые мы проходим за день. Для команды был установлена планка в 50 миллионов шагов, чтобы Kraft Heinz сделал пожертвование в размере 100 000 долларов в Red Cross. То есть это было не просто пожертвование, а так, чтобы все в этом участвовали, все начали следить за своей физической активностью, ради общей цели.
Звучит просто потрясающе, если честно! Судя по всему, у вас очень сплоченный коллектив!
Да, с самых первых этапов меня очень поддерживали коллеги. С ребятами, с которыми мы вместе пришли на эту программу, у нас получилась дружная команда. Мы всегда можем друг другу позвонить, даже поздно вечером, спросить, что и как делать, попросить помощи, поддержки. В этом плане у нас очень сплоченный коллектив.
Самое интересное, что, когда мы работаем над проектами, можно написать любому менеджеру, из любой страны, в любой отдел, и они обязательно ответят. Например, я уже связывалась с менеджером по продажам из Франции и сразу получила все необходимые ответы. В Kraft Heinz все нацелены на помощь друг другу.
Ты рассказала про коллег из зарубежных стран. Правда ли, что при отборе на эту стажировку очень ценится уровень иностранного языка?
Да, весь первый месяц нас знакомили с компанией, с сотрудниками, с разными отделами — все это происходило полностью на английском языке. При этом все тренинги по общению с коллегами, по предоставлению фидбэка, по проведению презентаций, сторителлингу, по Excel, по другим программам внутри компании тоже проводятся на английском языке сотрудниками Kraft Heinz из разных стран. Поэтому, да, на первых порах вы точно будете общаться с зарубежными коллегами из разных бизнес-юнитов всей международной зоны.
А какие проекты тебе уже довелось вести с зарубежными коллегами?
У нас был проект, который готовили все стажеры этой программы — нам нужно было подготовить запуск на международный рынок нового продукта от Kraft Heinz, рассмотреть этот запуск со всех сторон: со стороны маркетинга, трейд-маркетинга, продаж, финансов, производства и логистики. Все это нужно было изучить за месяц и предоставить результаты исследование. При этом важно было не забывать, что мы новые члены этой команды, и надо показать, что у нас свежий взгляд и креативные идеи. Мы готовили этот проект в команде из шести человек, у нас были участники из Англии, Нидерландов, Мексики, Китая и России.
Моей основной задачей была подготовка финансовой отчетности — это то, с чем я раньше никогда не сталкивалась. Но именно благодаря тому, что можно было связываться с людьми, которые занимаются этим, у меня получились хорошие результаты. Еще я занималась планом запуска соуса в ресторанах и его продвижением.
Стажеров сразу воспринимают как полноценных сотрудников компании и доверяют им какие-то серьезные проекты и сделки с самого начала?
Я бы не сказала, что сразу ждут серьезные сделки. Первый проект — это то, что вы делаете, чтобы показать, что вы усвоили весь материал, которому вас научили на первых порах, и готовы применять новые знания на практике. Дальше нас ждет работа в отделе полевых продаж в течение месяца, после чего индивидуальные проекты, которые мы будем вести на протяжении четырех месяцев. Это уже серьезный вклад, который вы вносите в компанию.
В начале стажировки у всех будет возможность выучить материал, поработать в международной команде, покреативить и достичь классного результата.
Ты пришла на эту программу уже с неплохим бэкграундом, но, наверное, все равно столкнулась с какими-то трудностями?
Да, на первых порах мне было сложновато, потому что ты получаешь очень большой поток информации, нужно все усвоить и начать применять на практике. Нет времени сидеть без дела и рефлексировать о том, как все идет. Нужно все очень быстро схватывать.
Еще бывают моменты, когда трудно продвинуть свою идею в команде международных стажеров, у каждого из которых тоже есть свои задумки. Но ты все время находишься в коллективе, который тебя поддерживает, от этого намного легче.
Я бы посоветовала ребятам работать в основном над софт скиллами, потому что полезно в первое время показать, что вы хороший командный игрок, проявлять инициативу и вносить свой вклад в работу команды. Это очень важно, еще на этапах отбора проверяется, что у вас есть амбиции быть в будущем лидером.
Кроме этого, я бы посоветовала научиться из огромного потока информации выбирать только самое важное, особенно, когда у вас очень много данных из разных отделов, из разных функций, от разных людей. Допустим, если вам расскажут презентацию на полтора часа, нужно уметь вместить ее смысл в пару предложений, чтобы можно было быстро объяснить тему другому человеку.
Ты рассказала про софт скиллы, которые нужно в себе развивать. А что насчет хард скиллов?
Наверное, самый главный хард скилл — это английский язык, нужно свободно владеть им, быть готовым учиться на нем, вести какие-то конспекты, готовить презентации. Другой важный хард скилл — это работа в программах: Excel, Teams, PowerPoint. Но этому обучают уже в компании, в самом начале программы у нас были тренинги по Microsoft Teams, Outlook, PowerPoint, Excel. Анализ данных и умение их представить правильно — это то, что проверяется на первом месяце стажировки.
Расскажи подробнее о программе развития сотрудников. Есть ли она? Как она реализуется?
Да, нас постоянно развивают, у нас часто проходят разные тренинги — и по программам, и, что очень важно, по развитию софт скиллов. Например, нас учили давать фидбэк своим коллегам так, чтобы это их не задело и, чтобы у них появилось желание исправиться. Это было на самом деле очень интересно! В компании много разных тренингов в разных сферах и на разных платформах. Кроме этого, у нас есть возможность пообщаться с любым сотрудником, то есть очень легко получить какой-то точечный инсайт от экспертов своего дела.
А как вообще обстоят дела с work and life balance? Сколько часов в день вы работаете и учитесь?
В Kraft Heinz баланс между life и work находить довольно легко, все за этим очень следят. До девяти утра в офисе почти пусто, и после шести все уходят по домам. Но когда ты стажер, у тебя интенсивная программа, поэтому на первых порах будешь работать чуть дольше рабочего дня. Это для того, чтобы через год уже быть тем специалистом, которым ты стремишься стать.
Стажеры работают примерно два дня в неделю из офиса и остальное время из дома. Из-за того, что мы новички в коллективе, мы стараемся почаще приезжать в офис, чтобы пообщаться с коллегами.
А что насчет каких-то неофициальных мероприятий? Вы с коллегами устраиваете неформальные встречи?
Из-за того, что коллектив достаточно молодой, всем хочется погулять, поэтому случаются совместные выходы в свет после работы, без этого вообще никак. Например, на этой неделе мы соберемся с командой российских стажеров-менеджеров. Я жду этого с нетерпением!
Еще был очень веселый день — мой день рождения. Это были сутки перед презентацией проекта, то есть самый занятой, самый нервный, самый тревожный период. И все равно моя команда нашла способ поздравить меня, даже несмотря на то, все мы были не в одном офисе, а в разных точках. Это было очень здорово — один из моих самых любимых дней в первый месяц стажировки.
Это очень мило! Здорово, что ты попала в такой замечательный коллектив! Напоследок скажи, что бы ты посоветовала тем ребятам, которые только собираются подавать заявку на стажировку в Heinz?
Во-первых, я бы посоветовала изучить ценности компании. Потому что на каждом этапе отбора надо будет показать, что они совпадают с вашими, и, что вы этими же ценностями руководствуетесь в реальной жизни. Вас очень часто будут просить привести пример из жизни, когда вы применяли тот или иной принцип работы.
Кроме этого, я посоветовала бы прокачать английский язык, потому что почти все этапы отбора, кроме одного интервью с менеджером из России, будут на английском языке, и нужно быть готовым отвечать на все вопросы.
И еще посоветовала бы прокачать свои лидерские навыки, потому что на этапе «центр оценки», по-моему, из 40 человек остаются 12, поэтому нужно будет показать, что вы или амбициозный лидер, или хороший командный игрок.