Интервью со старшим менеджером Accenture
Мы решили узнать, как девушке стать частью профессионального IT-сообщества в России, и поговорили с Настей, старшим менеджером Accenture. Делимся первой частью нашей беседы, в которой мы узнали, что должно быть в ДНК консультанта, и почему развивать свои слабые стороны — бессмысленно.
Настя, привет! Расскажи, пожалуйста, где ты училась и по какой специальности?
Я вообще из Сибири, бакалавриат оканчивала в Новосибирском государственном техническом университете. Изучала управление и экономику предприятий машиностроения. Так что я девушка с экономическим образованием и «хардовой» спецификой. После бакалавриата я поехала учиться в Чешский технический университет. В будущем планировала строить велодорожки и развивать Евросоюз 🚴🏻♀️
Прикольный план! А как получилось, что ты оказалась в Accenture?
В Accenture я пришла совершенно случайно. До этого я стажировалась в банках: помогала с автоматизацией процессов. Получила первый опыт работы и решила: «Больше в банковскую сферу никогда».
Потом, уже в Праге, я работала в локальной аутсорсинговой компании. Во время летних каникул в Новосибирске мне звонит HR из Праги и говорит: «Вот есть такая компания Accenture. Они посмотрели ваше резюме, и вы им очень понравились». Я вообще тогда не поняла, что они нашли в моем CV. К тому же мне нужно было задержаться в России. Но в Accenture охотно согласились подождать меня из затяжного отпуска и предложили позицию аналитика в отделе закупок.
Все было классно, но я, честно сказать, сначала не понимала, как круто быть частью команды Accenture. А вот мой брат-айтишник был за меня очень рад! Кроме того, тогда почему-то мало кто из России работал в международных компаниях. Поэтому, когда я говорила, что работаю в Accenture, мои слова вызывали «вау-эффект» 🤩
Потом я окончила магистратуру и переехала в Россию. На тот момент я так прониклась культурой Accenture, что готова была заниматься в стенах компании чем угодно. И, когда мне предложили позицию в HR-департаменте, решила: «Интересно попробовать». Оказалась здесь, а спустя два с половиной года перешла в консалтинг.
Расскажи, пожалуйста, о своей текущей должности.
Для того, чтобы расписать все мои задачи мелким шрифтом, требуется примерно 12 страниц. Проверено 😁
Шесть лет назад я перевелась из HR в консалтинг, то есть в третий раз «обнулила» свою карьеру. Стартовала с позиции аналитика, а сейчас занимаю должность старшего менеджера. Это такая предпоследняя ступенька перед наивысшим рангом — позиции партнера. Кстати, я достаточно быстро иду по своему карьерному треку в консалтинге. Как правило, в Accenture такой путь занимает примерно 8−12 лет, а я шагаю примерно в два раза быстрее.
Какие у меня сейчас обязанности как у старшего менеджера? Это продажи и коммуникация с клиентами, выстраивание команд под конкретные проекты и их реализация. Помимо всего прочего, сейчас передо мной стоит задача создания комьюнити.
Задача по формированию комьюнити появилась именно в ковидные времена?
Да, все верно. Ведь что такое комьюнити офлайн? — это небольшая команда, которая распределяется по разным проектам. И, конечно, когда вы ездите в командировки и посещаете много мероприятий, вы держитесь друг за друга во всех этих передвижениях. Такое взаимодействие выстраивается нативным образом. Но когда вы сидите за экранами, — вся магия пропадает.
Личное общение минимизировалось, в итоге сотрудники не чувствуют принадлежность друг к другу. Наша задача — вернуть общность, которая несколько растерялась из-за онлайна.
Хотели спросить по поводу специализации и твоего третьего «обнуления» карьеры. Все-таки и банковская, и IT-сфера в России считаются преимущественно мужскими. После опыта работы в HR заметила ли ты, что профессиональное IT-сообщество по-другому относится к девушке в команде?
Честно говоря, у меня вообще никогда не было в голове, что существует какая-то мужская профессия. Разве что очень тяжелая работа нефтяника. Но опять-таки у меня есть знакомые девушки из этой сферы. Мне кажется, это устаревшее какое-то понятие про мужские и женские профессии. Я скорее за то, чтобы не разделять, а наоборот брать: гендерный микс имеет огромные плюсы. Соответственно, когда я меняла специализацию, мне в голову не приходило, что я буду белой вороной. Наоборот, я думала: «Так, ну ОК, значит, я могу привнести что-то новое в этот мужской мир».
Более того, когда я работала в HR или в закупках, в нашей команде всегда были парни. Это не было так называемым гендерным равенством. Я не согласна с тем, что нужно игнорировать компетенции того или иного человека, и обязательно набирать в команду 50 на 50 мужчин и женщин. Нет. Просто всегда получалось так, что в моих предыдущих командах были и парни, и девушки. Поэтому ощущение, что меня ждет какой-то мужской мир, и я ему не подойду, у меня полностью отсутствовало.
Тем не менее, российские айтишники преимущественно все-таки мужчины.
С одной стороны, да, а с другой, мне кажется, это немножко иллюзия. Дело в том, что мир IT состоит не только из разработчиков, которые правда преимущественно мужчины. В IT-сфере есть бизнес-аналитики, технические писатели, дизайнеры, тестировщики. Есть еще и лидеры команд, и там вообще речи не идет о том, кто это должен быть: мужчина или женщина. Хотя на данный момент у меня в команде больше девушек-разработчиков, чем парней.
На мой взгляд, в России сегодня больше стереотипов про мир IT в целом, чем про женщин-программистов. Я была неделю в Кисловодске и услышала, как старенький дедушка говорил собеседнику: «Ой, эти программисты — что это вообще за специальность». Есть некое стереотипное восприятие: все, что делает программист, — это включает и выключает компьютер. Но, конечно, это совершенно не так, и для девушек в этом «суровом» мире вполне найдется место.
И это здорово. Скажи, пожалуйста, при смене специализации какие навыки тебе пришлось приобрести?
После университета у меня, конечно, была теоретическая база. Но любую теорию надо приземлить на реальность. Как это сделать? Естественно, много интересоваться тем, как все работает изнутри. Это можно назвать «исследовательским духом». У меня здорово получалось расти на всех позициях, потому что я всегда была на шаг впереди, лезла, изучала, предлагала. В консалтинге это должно быть на уровне ДНК. Ну, или нужно привить себе этот навык. Благо у нас сейчас есть самые разные прививки 😏
Далее. Просто так исследовать можно, но для карьеры в консалтинге бесполезно. Есть ученые, которые изучают фундаментальную науку, а есть люди, которые берут научные знания и применяют их на практике. Почему у последних это получается? Благодаря навыку видеть причинно-следственные связи. Вот ты что-то исследовал — и дальше важно уметь задать себе вопросы: «А это зачем? А это почему? А это кому нужно?». Повторять несколько раз.
Третий навык — это определенная смелость. Наверное, это может показаться глупым, но я сейчас объясню, почему это не так. Потому что, куда бы мы ни пришли, мы работаем с лидерами рынков и бизнес-направлений. Конечно, они намного лучше знают свой бизнес, чем посторонние люди из консалтинга. Но что мы можем как эксперты из другой сферы? Критично посмотреть и понять, где и что можно улучшить. Но для такой критической оценки нужно задавать очень много вопросов. Когда ты стесняешься, тебе кажется: «Ой, клиент уже 20 лет в этом бизнесе. А что я? Я, наверное, свой вопрос сам додумал, не буду его задавать». Вот это «сам додумал» не работает. Лучше набраться смелости, показаться немного глупым, но уточнить все, что тебя интересует. Иначе сделать что-то действительно полезное для клиента невозможно.
То есть самыми значимыми при смене специализации для тебя оказались именно гибкие навыки?
Да, я сейчас сосредоточилась на софтах — объясню почему. Все новые ребята в нашей команде имеют разную базу хард-скиллов, разные карьерные «космодромчики». Но стартуют все с примерно одинаковым топливом-набором софтов. Если этого топлива и гибких навыков хватает, карьера взлетает до небес. Если же софт-скиллов недостаточно, то можно отучиться во всех топовых университетах, и ничего не добиться. Почему? Потому что, хоть твой карьерный космодром большой и серьезный, ты привык учиться, но, как правильно заправить свою ракету теоретическими знаниями и отправить ее клиенту, ты не знаешь. Поэтому, на мой взгляд, в консалтинге важно работать именно с софт-скиллами.
Итак, кратко. Исследовательский дух, чтобы было желание глубоко во все погружаться. Навык видеть причинно-следственные связи, чтобы применять знания на практике. И смелость, чтобы проводить свое исследование. Круг замкнулся — я бы сказала, мы в IT-консалтинге вот по такому кругу идем, исследуем 😄
Настя, а эти умения в компании как-то культивируются? То есть, когда стажер приходит, ему об этом рассказывают наряду с корпоративными ценностями? Или это насаждается как-то иначе?
В Accenture много разных концептов и тренингов, которые формируют привычку работать в направлении как раз этих трех ценностей. Но, конечно, у меня есть коллеги, которые ответят на предыдущий вопрос по-другому. В этом наша фишка: мы все, как разные «пазлики», собираемся, через свою призму смотрим на проблему и подбираем самое подходящее решение.
Кстати, мы в компании никогда не развиваем свои слабые стороны. Это же бессмысленно. Ты можешь слегка усилить какую-нибудь свою слабую компетенцию, но зачем? У нас даже есть специальный тест на входе: ты отвечаешь на ряд вопросов, с помощью которых выявляются топ-10 твоих сильных сторон. Твое развитие дальше должно выстраиваться вокруг улучшения именно этих компетенций. Почему? Потому что, с одной стороны, развитие этой области дается тебе легко, а с другой, нет предела совершенству. Так при наименьших усилиях получается наиболее классный результат.