Интервью с участником Global Graduate Programme «БАТ»
Арсен пришел в «БАТ» на Global Graduate Programme год назад. Сейчас он заканчивает программу и готов поделиться своим опытом! Про маршрут из Ниццы в Читу, внутренний отбор и программу наставничества — в нашей статье.
Предыстория: от переезда в Москву до поиска стажировки
Я родился и вырос в Чите, в 16 лет переехал в Москву и поступил в Финансовый университет на направление «Проектный менеджмент», а после окончания бакалавриата поехал учиться во Францию, на программу «Международное маркетинговое бизнес-развитие». Проучился год, потом полгода проработал, после защиты диссертации вернулся в Москву и начал искать работу.
Еще во время учебы в бакалавриате я знал, что в FMCG-компаниях есть лидерские программы, на которых за короткий срок готовят управленцев. Летом, когда я вернулся, нашел такую возможность в «БАТ»: Global Graduate Programme. Я не стал ждать предложений других компаний, к тому же, лидерская программа здесь была относительно короткой: при успешных результатах ты станешь менеджером уже через 18 месяцев, в других компаниях намного дольше.
Этапы отбора и первые сложности
Во время отбора на Global Graduate Programme все было стандартно. У меня есть опыт поиска работы: схема «Направить резюме, сдать тесты, пройти телефонное интервью» одинакова во всех компаниях. Самым волнительным был ассессмент. Там ты лично отвечаешь на вопросы, и компания смотрит не столько на твои профессиональные навыки, сколько на тебя самого. Был страх, что обо мне сложится неправильное мнение, потому что всего не покажешь.
Атмосферу компании я также почувствовал во время прохождения ассессмента. Мы завершили первый групповой кейс, и я понял, что здесь огромная конкуренция. На отборе были ребята с гигантским опытом, знающие по три-четыре языка, и они целенаправленно пришли в «БАТ». На этих этапах я начал понимать, что работа в «БАТ» — это серьёзный вызов. Здесь нужно обсуждать варианты, не бояться отстаивать свою позицию и при этом принимать во внимание мнения других.
Первое назначение
Если говорить про работу, самым сложным и крутым было полевое назначение в роли торгового представителя. Мне приходилось общаться с большим количеством людей и на практике понимать, что такое торговый маркетинг. Меня отправили в Читу. Изначально казалось, что мне просто назначат территорию и на ней надо будет что-то делать. Но потом мне выделили 12 торговых точек для посещения в день, дали машину и отправили в путь!
После моего возвращения в Читу многие друзья шутили про мой путь: Чита, Москва, Ницца, Париж и снова Чита. Обычно направляют в крупные города, центральные офисы бизнес-подразделений. Но так получилось, что я оказался в Чите. Возможно, жизнь в этом городе в какой-то степени даже помогла мне и дала больше опыта. В ходе работы были командировки в деревню за 500 километров от города, в 45 градусов мороза. Я всё это повидал, и, наверное, это зарядило очень сильно.
Следующее назначение
Я работал в Trade activation — это департамент, который занимается активационными кампаниями. У нас есть touchpoints — наши каналы, через которые мы запускаем или поддерживаем продукты. В рамках этого отдела тебе дают проект, например, по запуску новой марки. И твоя задача: сделать так, чтобы потребители увидели эту марку и начали ее покупать. Ты управляешь всеми каналами: нужно ко всем подойти, чтобы вовремя запустились, чтобы у всех был материал, чтобы они подготовились, и это очень большая ответственность. Потому что, если в итоге эта марка где-то провалится, ответственность будет на тебе.
Менеджерам-стажёрам всегда помогает кто-то из сотрудников. Прежде всего, у каждого участника Global Graduate Programme есть коуч. Он ведет стажёра на протяжении всей программы, советует, помогает общаться с коллегами и клиентами. Поэтому главный совет всем будущим участникам программы — надо правильно выстроить отношения именно с коучем.
Также у менеджера-стажёра есть линейный руководитель в рамках каждого назначения. 4 назначения = 4 руководителя. Помимо коуча и линейного менеджера, есть MLT — Marketing Leadership Team. Это топ-менеджеры компании, которые собираются раз в полгода, и ты им презентуешь свои достижения. Главное решение по дальнейшей карьере будут принимать именно топ-менеджеры из MLT.
О выборе карьеры
У меня много раз менялось представление о том, чем я хочу заниматься. Но одно я знаю точно: профессию надо выбирать самому. Я понимал, что хочу развиваться в сфере бизнеса. Что именно может быть мне интересно? Работа с продуктом, так как производственная, операционная и финансовая часть для меня не так интересны. Как работать с продуктом в компаниях? Скорее всего, надо работать в отделе бренд-маркетинга, который отвечает за стратегию продукта, а потом уже отправляет его дальше по отделам. И поэтому всё это время, даже сейчас, я хочу всё-таки в этой компании быть в отделе бренд-маркетинга.