Сопроводительное письмо: часть 1

Сентябрь 19, 2019
Рубрики: FAQ
Сопроводительное письмо: часть 1

«Хочу откликнуться на стажировку, а для связи указана только почта». 

Сталкивались с таким? Мы привыкли, что подать заявку на стажировку можно, просто заполнив форму регистрации. Несколько стандартных вопросов об образовании и владении иностранным языком, и вот резюме уже летит к HR-у компании мечты. 

Но что делать, если вместо заполнения привычной гугл-формы нужно написать рекрутеру на почту? Отправить смайлик и резюме во вложении? Подробно рассказать о жизни? Описать мотивации? 

Мы собрали советы HR-менеджеров известных компаний о том, что написать в сопроводительном письме, чтобы оно не потерялось среди сотен других заявок.

Для тебя отвечают: 

Алина Ягудина, специалист по подбору молодых сотрудников KPMG

Александра Мареева, специалист по развитию бренда работодателя PepsiCo

Анастасия Мальцева, Talent Acquisition Partner Mars

Часть 1. Зачем писать? 

Если компании, которые для рекрутинга используют гугл-формы, легко обходятся без письма. Может, тогда оно не нужно? Наши эксперты отвечают, что все очень индивидуально, но без некоторых фраз не обойтись. 

Алина Ягудина, KPMG:

«Сопроводительное письмо – это опционально. Лучше не прикладывать его к резюме, если не знаете, что там написать, и повторяете все, что написано ранее. Если грамотно составить резюме для конкретной вакансии, то ваши шансы быть рассмотренным уже высоки. 

Сопроводительное письмо будет полезным, если ваш бэкграунд и профиль не в полной мере отвечают требованиям вакансии. В таком случае это будет логичным ответом на потенциальный вопрос рекрутера «А почему вы решили попробовать себя в этой роли?»

Анастасия Мальцева, Mars:

«Чаще всего мы принимаем заявки на стажерскую или лидерскую программы с помощью автоматизированной формы регистрации. Иногда у нас открывается дополнительный набор, и мы принимаем резюме кандидатов по e-mail. В этом случае сопроводительное письмо будет не лишним, и поможет нам больше узнать о вас».

Следующий ответ нам анонимно предоставил рекрутер крупной нефтехимической компании. 

«Для рассмотрения кандидата достаточно его резюме. Из него, как правило, сразу понятно, может ли кандидат подойти на вакансию. Кроме того, оно демонстрирует, умеет ли человек выделять главное и структурировать информацию. Про опыт и мотивацию узнаем в ходе личного общения.

Но получать пустое сообщение с вложенным файлом тоже неприятно. Все-таки некоторые правила деловой переписки должны быть соблюдены: обозначена тема письма, приветствие и предпочтительные направления развития (если имеются)».

Часть 2. Структура письма. 

Александра Мареева, PepsiCo:

«Что важно показать в письме? Свою мотивацию. Написать, почему хочешь попасть в конкретную компанию, а если таких причин нет, старайся не использовать штампы. Можно коротко описать свой опыт и показать, что он подходит для данной вакансии.

Хороший пример: «Меня интересует работа в международной корпорации, так как я хочу делать жизнь других лучше и быть полезным. Я имею опыт работы бренд-менеджером в FMCG-компании, работал с такими брендами, как… Так что уверен, что смогу быстро влиться в работу и показать отличный результат!»

Плохой пример: «Я хочу работать у вас в компании, вот мое резюме».

И, конечно, важно оставить свои контакты.

Cамое «любимое» – когда пишут «прикрепляю резюме» и ставят автоподпись. Или просто присылают резюме с пустым письмом. Конечно, это не влияет на рассмотрение резюме, но вежливость и самый простой этикет – это всегда важно, и сразу становится плюсиком в карму».

Алина Ягудина, KPMG:

«В сопроводительном письме должна быть тема –  указание, на какую позицию и в какую компанию оно направлено. Многие кандидаты направляют резюме в несколько компаний одновременно: проверьте, что вы указали именно ту компанию, в которую отправляете письмо. 

Не нужно дублировать информацию из резюме: важно отразить то, чего вы еще не указали, или акцентировать внимание на самом важном. Например, можно написать о своем образовании, о том, какие пройденные дисциплины, профессиональные навыки, дополнительные курсы и личные качества помогут вам быть успешным на этой должности». 

Часть 3. Штампы или Креатив? Использовать классические фразы или дать волю воображению? 

Анастасия Мальцева, Mars:

«Пишите искренне, но по делу и лаконично. Постарайтесь в двух-трех абзацах рассказать о том, почему вам интересна эта возможность. Не стоит скачивать готовые шаблоны в интернете или рассылать во все компании одно письмо. Нам интересно узнать, почему вы хотите присоединиться к Mars!» 

Александра Мареева, PepsiCo:

«Штампы – это не ужасно. Главное писать так, как действительно считаешь, теми словами, которые приходят в голову именно тебе.

Креатив приветствуется, если позиция его предполагает. Когда для должности важен хороший навык письма, можно описать свой опыт работы художественно красиво, использовать эпитеты или вставить метафору. А в конце добавить гифку, но главное не переборщить с неформальностью». 

Алина Ягудина, KPMG:

«Ярким будет сопроводительное письмо, которое написано с фокусом на определенную позицию в конкретной компании. Здесь ценится содержание, а не оригинальность. А в компаниях, чье основное направление деятельности связано с творчеством, оригинальный подход будет приветствоваться». 

Часть 4. Смайлы в письме: да или нет? 

Александра Мареева, PepsiCo:

«Почему нет? Почти все их сейчас используют. Тем более, если ты молодой специалист. Если не любишь, не ставь, никаких проблем тоже не будет». 

Анастасия Мальцева, Mars: 

«В первом письме лучше не стоит. Отбор на лидерскую и стажерскую программы – ответственный процесс, и ваша цель при первом контакте с компанией – создать профессиональное впечатление. В дальнейшем, когда вы познакомитесь ближе с рекрутмент-командой, умеренное количество эмодзи допустимо ». 

Алина Ягудина, KPMG:

«Как рекрутер крупной международной компании, могу сказать, что смайлов в сопроводительном письме быть не должно, ведь это деловая переписка. Также не должно быть личной информации, которая не имеет отношения к занимаемой должности».